18 июня компания Blizzard забанила около 74 тысяч учетных записей на североамериканских, океанических и европейских серверах.
В большинстве случаев в качестве причины было указано "использование запрещенного программного обеспечения с целью получить преимущество над другими игроками".
Проще говоря, компания перебанила кучу ботов.
Знаю, что немного опоздал со своими комментариями, но я решил идти по порядку и сначала обсудить синий пост, предшествовавший волне банов. К тому же, я хотел посмотреть, как эти баны отразятся на внутриигровой ситуации - что станет с рынком и ботами в подземельях. Что ж, теперь я собрал всю информацию, поехали!
Прежде всего, хочу отметить, что Blizzard не мешало бы устраивать подобные мероприятия почаще. Кроме того, мне понравилось не только то, как компания обошлась с ботами, но и то, как она сообщила о своих действиях игровому сообществу.
"Мы редко говорим об этом публично, поскольку знаем, что описание наших источников информации и методов борьбы может помочь злоумышленникам обойти ограничения. Тем не менее, на этот раз мы решили, что можем рассказать обо всем подробнее, так как игроки в последнее время неоднократно просили нас поделиться деталями".
Вряд ли кто-то ожидал от Blizzard реального описания процесса распознавания ботов. Люди просто хотят знать, что компания ведет работу в этом направлении и открыто банит тех, кто нарушает правила.
"Нам нужно найти доказательства того, что обвиняемый в ботоводстве игрок действительно не управляет персонажем и не нажимает кнопки на клавиатуре собственноручно".
Собрать подобные доказательства бывает непросто - некоторые игроки пользуются ботами и продают золото за реальные деньги, но при этом почти всегда находятся рядом с компьютером и время от времени нажимают на кнопки сами, чтобы избежать подозрений.
"Также нам встречались примеры, в которых забаненный за ботоводство игрок покупал новую учетную запись, создавал на ней персонажа с тем же именем и продолжал свою незаконную деятельность".
А вот это, как по мне, вряд ли кого-то волнует. Имена для ботов в большинстве случаев выбираются случайным образом, и те, кто жалуется на ботов, скорее всего, эти имена не запоминают.
Впрочем, определенный смысл в словах Blizzard все же есть.
"Стороны, участвующие в торговле за реальные деньги, прикладывают огромные усилия для того, чтобы обойти наши системы обнаружения. Для нас этот вопрос очень важен, и для коммерческих организаций, использующих ботов, он важен ничуть не меньше. Когда мы блокируем их учетные записи, они лишаются прибыли".
Прибыль - это главная (и, пожалуй, единственная) цель ботоводов, но Blizzard - одна из крупнейших компаний по разработке видеоигр в мире. Я уже не раз говорил, что если бы Blizzard хотела, она давно бы уже купила всех ботоводов с потрохами, но давайте об этом в другой раз.
Нужно отдать компании должное - игроки (я в том числе) просили ее побанить ботов, она побанила и сообщила об этом во всеуслышание. Стоит ли нам теперь жаловаться, что все прошло не так, как мы ожидали? Нет. Нельзя выпросить себе на день рождения машину, а потом ныть, что подарок слишком дешевый.
Лично я доволен тем, что было сделано.
Теперь давайте попытаемся определить, насколько эффективными окажутся эти меры.
Как я уже сказал, ботов забанили волной. Этот термин используется повсеместно, но что же он означает? Почему Blizzard предпочитает банить ботов волнами, а не сразу после выявления?
Предположим, вы – злостный ботовод, желающий злостно ботоводить. Вы пишете скрипт, который совершает за вас определенные действия в игре. Вы покупаете пять учетных записей и запускаете свой скрипт для каждой из них. Скрипт работает один день, и в процессе игры две из пяти записей улетают в бан. Вы смотрите логи, отмечаете, в какой именно момент сработали баны, вычисляете действия, которые считаются незаконными, и меняете скрипт, чтобы он не совершал подобных действий. Далее вы запускаете скрипт для трех оставшихся учетных записей и смотрите, что с ними произойдет. В итоге, вы рано или поздно создаете совершенный, «невидимый» для игры скрипт.
Если бы Blizzard банила ботов незамедлительно, все недостатки скриптов обнажались бы мгновенно, и это играло бы на руку ботоводам. Владея информацией о методах противодействия, пользователи скриптов вполне обоснованно чувствуют себя в безопасности. Если же баны проходят волнами, они одновременно воздействуют на сотни и тысячи учетных записей разного возраста и состояния. Как следствие, ботоводы не могут вычислить, какие именно действия привели к бану, и не могут улучшать своих ботов.
Кстати, я считаю, что с каждой волной системы обнаружения ботов должны обновляться и вынуждать ботоводов придумывать новые приемы (а на это, как известно, требуется время).
Кроме того, эффективность волны банов сильно зависит от прибыльности игры. Для разных игр прибыльность вычисляется по-разному, в зависимости от стоимости внутриигровых ресурсов. В случае с WoW Classic прибыльность вычислить проблематично, потому что сама игра ничего не стоит, то есть игрокам не нужно покупать ни базовую версию, ни дополнения. Как следствие, ботоводам приходится вкладывать в свою сеть меньше реальных денег, а само золото пользуется огромным спросом, и это создает благоприятную среду для тех, кто хочет зарабатывать нечестным путем.
Кроме того, зачистки должны быть регулярными. На данный момент у меня складывается впечатление, что каждый бот успевает сгенерировать куда больше реальных денег, чем в него вкладывают его владельцы.
Я пока не берусь судить, насколько часто нужно банить ботов в WoW Classic, но делать это нужно, однозначно, чаще, чем сейчас.
Ну а теперь давайте посмотрим, как обстоит дело с ботами в подземельях после бана.
Раньше в том же Стратхольме всегда можно было найти группы, которые сидели там круглыми сутками. Я прошелся по разным серверам сразу после зачистки и посмотрел, кто находится в этом подземелье.
Некоторые миры сейчас заблокированы для новых игроков, но ботоводам это, похоже, не мешает. И да, я все жду, когда боты додумаются наконец создавать гильдии со специфичными именами, чтобы их было сложнее найти командой /who... ну да ладно, суть от этого не изменится.
Как видите, недавняя волна распространилась далеко не на всех ботов, но их однозначно стало меньше, чем прежде. В общем-то, этого мы и ждали.
К слову, ограничение на количество подземелий в день на ботов, скорее всего, не подействует. Насколько я знаю, один заход в Стратхольм занимает у них примерно полтора часа, и они смогут фармить с той же скоростью, что и раньше.
Волна бана, несомненно, должна была сказаться на внутриигровом рынке. По логике вещей, сразу после зачистки количество лотов с товарами, которые фармятся с помощью ботов, должно уменьшиться, а потом постепенно возрасти до прежднего объема.
Вот, к примеру, Золотые жемчужины. В долгосрочном периоде цена на этот товар практически не менялась. На моем сервере после волны банов жемчужины немного подорожали, но цены почти сразу же стали прежними. Количество предлагаемых лотов в среднем оставалось неизменным.
А вот графики для Сфер праведности - именно их фармят боты в Стратхольме. Как я и ожидал, после волны банов количество лотов резко упало, а цены взлетели до небес.
Сильнейшее зелье маны добывается из сундука, который появляется за последним боссом в Забытом городе. После бана ботов зелий на аукционе стало гораздо меньше.
Что интересно, на североамериканских серверах было две волны, но после первой боты быстро оклемались и снова завалили рынок зельями. Будем надеяться, после второй волны им понадобится больше времени на восстановление.
А вот Сильнейшее лечебное зелье. Та же история, что и с Сильнейшим зельем маны! Похоже, настала пора снова фармить охотником Забытый город...Но в общем и целом, количество ботов в игре резко сократилось.
Время покажет, как быстро им удастся вернуться к прежним масштабам фарма и снова заполнить аукционы и подземелья до отказа.
Я предполагаю, что основной мишенью для новых ботов окажутся миры, заблокированные для новых игроков, так как эти миры густо населены и в них имеется высокий спрос на обозначенные выше предметы и золото. В разблокированных мирах боты будут множиться медленнее.
(...за последний месяц (включая сегодняшний день) мы заблокировали более 74 тысяч учетных записей World of Warcraft из Северной Америки, Океании и Европы...)
Не исключено, что я ошибаюсь, и Blizzard действительно банила ботов постепенно. В любом случае, учетных записей, попавших под санкции, было много (целых 74 тысячи).
Но разве этого достаточно, чтобы навсегда покончить с ботами? Думаю, нет.
А еще я очень надеюсь, что вместе с последней волной банов Blizzard обновила свою систему обнаружения, и теперь она отличает реальных ботов от обычных игроков с читами (тех, кто двигается с непозволительно большой скоростью или находится в координатах, которые по идее должны быть недоступны).
И все же, я по-прежнему считаю, что компания сделала большой шаг вперед - и в плане борьбы с ботами, и в плане общения с игроками. Главное - что она признала существование проблемы и выразила готовность ее решать. В целом, я всем доволен и буду следить развитием событий.
Особенно меня интересует, как скоро армия ботов сумеет вернуться к прежним масштабам.
Я буду рад, если вы поделитесь своими наблюдениями в комментариях. Если вы увидели бота, напишите об этом (с указанием типа сервера - заблокированный или незаблокированный). То же самое касается всяких летающих по воздуху читеров (да, я знаю, что сейчас они встречаются редко).
В том, что Blizzard перебанила ботов, есть и наша заслуга. Давайте держать руку на пульсе, что бы ни случилось дальше. До встречи!